Понимаю, что сравнивать такие игры, как Oblivion и
Morrowind непросто. Да и дело это неблагодарное - всё равно
найдутся люди с другой точкой зрения. Но всё равно приступим-с.
Вообще, вся серия TES сильно отличается от других RPG -
сериалов. Прежде всего свободой действий, дарованной игроку,
поначалу просто обескураживающей. За счёт этой пресловутой
свободы игра не надоедает очень долго, ведь кроме основного
сюжета существует куча разных фракций, к которым можно
примкнуть. В конце концов, интересно просто бродить по миру,
изучая его. Всегда интересно, что мы найдём во-о-он в той
пещере. Поиск артефактов, поиск даэдрических доспехов и орудий
убийства, да и просто крутых предметов затягивает на долгие
недели.
Второе важное отличие - невероятно проработанная игровая
вселенная со своей историей (полной противоречий, прямо как наша
с вами, реальная история), космологией, божествами, различными у
разных народов Тамриэля (Трибунал у данмеров, Девятеро у
имперцев и т.д.), мифологией и тайнами. Внутриигровая
литература... те, кто не читает её, теряют очень многое. Играя в Morroiwnd и слегка освоив Construction Set, я получил доступ ко
всем книгам в игре. Всё ещё под впечатлением от самой игры, я
увлёкся чтением и просто проникся благоговением к демиургам
такого дивного мира.
Третья уникальная черта серии - собственная ролевая система,
заслуживающая пристального внимания. Прокачка персонажа сделана
относительно ненавязчивой, взаимосвязь характеристик и умений
выглядит логично. Но... система просто подталкивает к "манчкинизму".
Ведь, создавая персонажа, можно дать ему любые умения, не
получая за это никаких штрафов. Получается просто ходячая машина
уничтожения, способная ловко орудуя длинным мечом и щитом
нанести сокрушающий удар удар из невидимости, одновременно
выжигая все живое заклинаниями, а после боя вылечиться, как
заправский клирик. Узкая специализация просто невыгодна!
Непорядок... пожалуй, ролевая система - самый неоднозначная
черта серии, не идущая в сравнение с такими столпами, как
S.P.E.C.I.A.L. и D&D.
А ещё - последние две игры серии обладают открытой архитектурой
и Construction Set'ом, уже упоминавшемся выше. Доступ к игровым
ресурсам позволил создавать модификации даже новичкам, абсолютно
ничего не понимающим в скриптах, создании текстур и т.п., что
позволило подстегнуть интерес к сериалу и продлить удовольствие
игрокам, ведь заслуживающие внимания моды выходят чуть ли не
каждый день.
Вот теперь, немного рассказав о достоинствах серии целом (но не
упомянув о Redguard и Battlespire - не из той оперы они),
можно с чистой совестью приступать к сравнению.
Сначала сухие факты о Morrowind.
3244 NPC, возможность пройти игру, пощадив лишь одного, 300 с
лишним подземелий, 316042 вручную разложенных предмета, слов в
диалогах - более 700000. Цифры давят на разум, не правда ли? В
Oblivion количество NPC упало раза в 3, если не больше, а о
площади территории остаются смешанные чувства. Вроде как она и
больше площади Ввандерфелла в Morrowind, но... теперь персонажи
бегают НАМНОГО быстрее, чем в TES3, да и лошади в игре отнюдь не
для красоты. Получается, что Сиродил, самую большую провинцию
Империи Тамриэль, можно пересечь минут за десять - пятнадцать,
ведь горы, так затруднявшие жизнь в Morrowind есть в Oblivion'е
только на севере, на границе со Скайримом.
Те, кто начал играть в Morrowind, уже побывав в Oblivion,
клеймят графику и "бездушность" NPC. но они забывают, что в 2002
году графика Morroiwnd'a казалась не менее потрясающей, чем
графика Oblivion'a сейчас. А вот аргумента против "бездушности"
нет. Это большой плюс Oblivion'a перед Morrowind'ом.
Я вспоминаю своё первое впечатление от Morroiwnd... тюремный
корабль, таинственный голос, Сейда Нин, стражники... и огромный
Силт Страйдер, к которому было боязно приближаться. Первый
дождь, первая гроза, Балмора, Вивек, Аркнтанд, дедрические
развалины, встреча с ординаторами и Вечными Стражами, свобода и
неизвестность впереди...
В Oblivion - шок от графики, от озвучки, от улучшенного AI NPC,
от Арены Имперского Города, Золотой Башни от вида разрушенного
Кватча, первое посещение Забвения. Но тут впечатления
обрываются. Чувствуешь себя обделённым. По "первоначальному
шоку" Morrowind отрывается от Oblivion.
Теперь о сюжете. В Morrowind он захватывает, (как впрочем и в
Oblivion) но он там длиннее и глубже. Сначала мы узнаём о своём
предназначении, бьём приспешников Шестого Дома, но ... потом
сюжет перестаёт быть простым. Столкновение религии Трибунала и
учений Шестого Дома, взаимоотношения Неревара, Трибунала и Дагот
Ура, преследование ординаторами, беседа с Вивеком, двемерские
крепости и битва в кратере вулкана. Даже "главгад" в игре не
является таковым в полном смысле слова. Его слова о событиях,
предшествовавших гибели Неревара заставляют задуматься.
А что Oblivion? Всё понятно с самого начала. Смерть императора,
битва с даэдрами, спасение наследника, вылазки в Забвение и
схватка с Лордом Разрушений. Не спорю, сюжет эпичен и проходится
на одном дыхании, но... в отличии от Morrowind, он попросту не
трогает за душу. И в данной "номинации" Morrowind побеждает.
Геймплей. Вот тут наш старичок Morrowind пропускает Oblivion
вперёд. Игровой процесс, система боёв, магических и
"фехтовальных", обросла кучей плюшек, перками типа "проведи
резкий выпад вперёд и парализуй супостата". Жизнь мага стала
гораздо проще, ведь появилась динамическая регенерация маны, да
и сама система магии стала гибче и продуманней. "Воровской"
отыгрыш тоже далеко шагнул по сравнению с третим TES'ом,
особенно порадовало введение критических множителей и учёта
освещения. Квесты стали разнообразнее и интереснее, что уж точно
не может не радовать. Но всё-таки есть небольшая оговорка.
Исследование мира уже не так интересно, ведь практически все
предметы стали "уровневыми", значит уже не получится достать
комплект стеклянной брони или хороший клинок раньше времени. Да,
это ограничило "манчкинизм", но ведь исчезает та самая
таинственность, пресловутое желание узнать "а что всё-таки в той
пещере..."
На этом я подошёл к неизбежному (хотя кому - то и желанному)
концу статьи. Пора подвести итог : вряд ли теперь у Morrowind'а
сильно увеличится число фанатов, ведь и графика, и AI, да и
вообще компьютерный прогресс ушёл вперед с 2002 года. В
четвёртой части сериала, напротив, есть то, чего так не хватает
в Morrowind, но нету одного. Той волшебной атмосферы
своеобразия, познания нового мира. И я искренне надеюсь, что в
следующей части эта неуловимая атмосфера вернётся и не даст
великой серии скатиться до уровня очередной мыльной оперы.
©
KeeperJunior
|